четверг, 27 декабря 2018 г.

Здоровьесберегающее пространство урока информатики


Вступление

В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер – такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что нам, взрослым совсем недавно казалось чудом техники, для них – вовсе не чудо, а просто любопытная вещь.

Презентация

Повсеместно признано, что работа человека, сидящего за компьютером – одна из самых напряженных и утомительных. Изучение предмета информатика кроме учебника, ручки и тетради предусматривает использование компьютера, общаясь с которым, можно нанести гораздо больший вред здоровью растущему организму, чем на обычном уроке. Поэтому о здоровье ребенка необходимо подумать ещё задолго до того, как школьник приступил к занятиям с использованием компьютера. Детский развивающийся организм имеет свои особенности. Все эти особенности очень важно учитывать при посадке ученика за компьютером, а также при проведении занятий по предмету «Информатика».
Чтобы помочь современному школьнику учитель должен владеть современными педагогическими технологиями, но какую бы технологию не выбрал учитель, он должен помнить о том, что она должна быть направлена на сохранение здоровья детей.

Требования к кабинету, санпин

Для обеспечения безопасного сотрудничества ребёнка с компьютером и повышения эффективности работы учащихся, в кабинете информатики соблюдаются требования СанПиН: температурно-влажностный режим, освещение класса, уровень шума. Установлена приточно-вытяжная вентиляция. Подобрана специализированная мебель. Стены окрашены в светлые тона. Учащиеся, заходя в такой кабинет, вне всяких сомнений, настраиваются на творческую и плодотворную работу.
Для того чтобы уменьшить вредное воздействие компьютера на здоровье учащихся, в начале учебного года и каждой четверти во всех классах повторяем технику безопасности. Вспоминаем правила организации рабочего места и посадки за компьютером.
В соответствии с постановлением Министерства здравоохранения №59 от 28 июня 2013 года Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами»
Продолжительность непрерывного занятия, связанного с фиксацией взгляда непосредственно на экране видеомонитора ПЭВМ (за исключением портативных), не должна превышать:
·        для обучающихся I класса – 10 минут;
·        для обучающихся II-IV классов – 15 минут;
·        для обучающихся V-VII  классов – 20 минут;
·        для обучающихся VIII-IX классов – 25 минут;
·        для обучающихся X-XI классов – 30 минут на первом занятии в расписании занятий и по 20 минут – на двух последующих занятий.

Педагогика здоровьесбережения предусматривает гигиенические критерия к уроку:
Факторы урока
Рациональный урок
Недостаточно рациональный урок
Плотность урока
Не менее 60% и не более 75-80%
85-90%
Число видов учебной деятельности
4-7
2-3
Средняя продолжительность различных видов деятельности
Не более 10 минут
Более 15 минут
Число видов преподавания
Не менее 3
2
Применение ТСО
В соответствии с гигиеническими нормами
С частичным преобладанием гигиенических норм
Физкультминутка
2 за урок
1 за урок
Психологический климат
Преобладают положительные эмоции
Имеются случаи отрицательных эмоций
Момент наступления усталости
Не менее чем через 40 минут
Не ранее чем через 35-37 минут

Хочу отметить, что этапов может быть различное количество, методов проведения может быть несколько, но приоритетным, остается выполнение таких условий: разнообразие видов деятельности, работа на компьютере не больше установленного времени и доброжелательная обстановка на уроке. Эти три условия помогают избежать усталости и сделать общение детей с компьютером более безопасным для здоровья.
В начале каждого урока необходимо напоминать учащимся о правильной посадке, в течение урока следить за положением рук, спины, ног. Смена видов деятельности на уроке тоже дает положительные результаты.

Смена видов деятельности, Физкультминутки
Физкультминутки являются важным фактором оптимизации функционального состояния организма школьника, повышают роль двигательной активности. Их значимость и ценность в том, что они являются, прежде всего, средством переключения от пассивного сидения к движению, обеспечивают подготовку школьника к работе различного характера, повышают умственную работоспособность. Двигательные нагрузки в виде физкультминуток снимают усталость, вызванную продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха, восстанавливают силы.
Физкультминутки необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, усилить крово- и лимфообращение застойных участков в организме ребенка, снять статическое напряжение.
Основное напряжение при работе за компьютером приходится на глаза, т.к. учащийся читает не отраженные тексты, а смотрит на источник света – монитор. Мозг должен перевести изображение, искаженное кривизной поверхности экрана монитора, в изображение, понятное человеку. Это очень большая и сложная работа. Другая проблема состоит в том, что экран постоянно мерцает, а наше сознание просто не успевает это фиксировать. Следует упомянуть, что экран монитора светится с интенсивностью осветительного прибора, диапазон яркости между изображением на нем и окружающими предметами превышает тот предел, к которому готов наш зрительный анализатор. Все вышеперечисленные факторы вызывают сильную усталость глазных мышц. Для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради или за компьютером учащимся рекомендуется в течение всего урока, при первых симптомах усталости глаз, отводить взгляд вдаль на несколько секунд.
Физминутки могут сопровождаться музыкой, проводиться одним из учащихся, учителем. Очень полезны тематические физминутки.
Для организации и проведения физкультминуток на уроке информатики используются интерактивные методы и приемы, которые позволяют органично вписать физкультминутку в урок, связать её с содержимым урока.
Примеры методов, использовавшихся на физкультминутках.
1.     Метод «Четыре угла» или «Два угла».
Суть метода. Заранее заготовить 4 утверждения (2), словосочетания по теме урока, разместить их в разных местах кабинета (на разных концах доски) продумать систему вопросов или карточек для учащихся. Задача учащихся – разойтись по углам согласно своим карточкам.
К примеру, указала 2 утверждения «Форматирование символов» и «Редактирование символов», карточки для учащихся состояли из фамилий белорусских спортсменов, одни были отформатированы (Размер шрифта, начертание, подчеркивание), на других были допущены ошибки, нужно было соотнести карточки «по углам»)

2.                 Метод «Превращения»
Суть метода. Учащиеся «превращаются» в изучаемые на уроке предметы или понятия. Предложить учащимся выбрать карточку с заданием, дать время на обдумывание, затем один учащийся показывает, а остальные угадывают, о чем идет речь.
3.                 Метод «Составь алгоритм».
Суть метода. Заранее подготовить алгоритм, который разрезают на отельные слова или строчки. Полученные карточки раздают каждому учащемуся. Задача учащихся – составить алгоритм. Как вариант: могут быть лишние карточки.
4.                 Метод «По порядку становись!»
Суть метода: заранее напечатать слово, которое имеет отношение к изучаемым на уроке понятиям, разрезать его на отдельные буквы и раздать учащимся. Выбор слова зависит от количества учащихся в группе. Вызвать к доске учащихся и предложить построиться так, чтобы составить исходное слово.
Такие физкультминутки активизируют внимание учащихся, повышают способность к восприятию учебного материала, дают возможность учащимся «сбросить» накопившийся, груз отрицательных эмоций и переживаний.
Заключение: Здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь
Список используемых источников
1.     Югова Н.Л., Хлобыстова И.Ю. Поурочные разработки по информатике: 6 класс. – М.: ВАКО, 2010.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.